Бурное и повсеместное развития сети интернет и web-технологий в новом тысячелетии приводит к интересному, но в тоже время закономерному результату, а именно очень многие аспекты человеческой деятельности переводятся в среду Интернет. Естественным следствием этого процесса является насущная необходимость правового и законодательного регулирования этой деятельности.
Существующее, на данный момент в России, законодательство в области права и налогообложения зачастую является несовершенным или абсолютно неприменимым к существующим реалиям современного интернета, а зачастую и практически полностью отсутствует. В тоже время неуклонное развитие интернет-пространства как во всём мире, так и в России требует наличия регулирующих механизмов как в области права и законодательства, так и в области налогообложения.
Безусловным является тот факт, что многие процессы протекающие в среде интернет имеют ту же основу, что и процессы протекающие в реальном пространстве. К примеру розничная продажа товаров в интернете, распространение музыки, кинофильмов, фотографий или к примеру текстов книг очень похожи на свой аналог в обычной жизни за исключением таких особенностей, как носители информации или способы оплаты. Поэтому кажется довольно простым делом применение существующего законодательства для обеспечения легитимности деятельности проводимой в среде Интернет. Но так кажется только на первый взгляд. Такие факторы как интернациональность интернета и отсутствие каких бы то ни было границ при передвижении товаров и услуг предполагают совершенно другую специфику отношений в правовой и налоговой сфере.
К примеру, если открыть в США казино, то придётся исправно платить все налоги и подчиняться правилам функционирования в этой стране игорных заведений, а если к примеру открыть интернет-казино где-нибудь на сервере находящемся в Папуа-Новой Гвинее, то доступ к данному казино для жителей США будет столь же прост как и к находящемуся на сервере в родной стране, а регулироваться его деятельность будет исходя неизвестно из каких законов или даже при отсутствии вообще каких-либо законов. Тоже самое касается и вопросов налогообложения. В данный момент достаточно распространённой является схема при которой фирма находится в одной стране, регистрируется в оффшоре, берёт товар из другой страны и продаёт его в третью страну и при этом никак не фигурирует в налоговой инспекции ни своей страны, ни страны в которую продаёт свой товар или услуги.
Существующие в правовой и налоговой области проблемы прекрасно понимают правительства развитых стран мира. И в США и во многих странах Европейского Союза давно разработана и действует нормативная база законов специально разработанных для применения к деятельности в интернете. Есть такая база и у нас. Правда многие законы, по которым сейчас работают российские компании ведущие свою деятельность в интернете, давно уже устарели, так как были приняты в совсем другое время и применительно к другим реалиям. Тем не менее в данный момент разрабатывается большой перечень законодательных актов учитывающих современные реалии развития Интернета и отвечающие на самые различные правовые вопросы возникающие между владельцами интернет-сайтов и их посетителями. Так что остаётся надеяться на то, что в скором времени Государственной Думой России будут приняты соответствующие законы и Россия получит современное законодательство для рунета.